«Электроника» готовится возобновить свой полет

Реставрационные работы по восстановлению скульптуры «Полет Электроники» идут полным ходом и в скором времени символ «Светланы» обретет свое новое место на одном из корпусов завода по Светлановскому проспекту. Редакция газеты «Светлана» посетила площадку, на которой сейчас идет обследование и восстановительные работы скульптуры «Полет Электроники», а также пообщалась со специалистами-реставраторами.

По словам Валерия Иванова, возглавляющего реставрационную мастерскую «ПИАФ», несмотря на свой «зрелый» возраст (скульптура установлена в 1976 году), «Электроника» оказалась в хорошем состоянии.

Валерий Иванов. Реставрационная мастерская «ПИАФ»

«Состояние скульптуры удовлетворительное. Надеемся, что в процессе реставрационных работ не выявятся какие-либо существенные утраты внутреннего стального каркаса скульптуры. При этом, новое место установки требует кардинального изменения конструкции монтажных узлов и как следствие – внутреннего каркаса», – отмечает Валерий Иванов.

Сейчас разрабатывается и согласуется с госструктурами инженерный проект крепления скульптуры на стену, на которой «Электроника» возобновит свой полет. Как уже сообщалось, композиция разместится на одном из корпусов АО «Светлана-Электронприбор» (№136) на Светлановском проспекте, д. 27, в 200-х метрах от Светлановской площади. По согласованию с руководством ПАО «Светлана», все работы, связанные с реставрацией и восстановлением скульптуры на новом месте, взяла на себя компания Setl Group. Также сейчас идет обследование неоновой вывески «Светлана» и логотипа завода, которые находились на крыше того же корпуса, что и «Полет Электроники». Однако, согласно предварительной экспертизе реставраторов, эти конструкции изрядно обветшали и их восстановление потребует большего времени, чем реставрация скульптуры.

И руководство завода, и реставраторы рассчитывают, что до конца года композиция «Полет Электроники» сможет занять свое новое место. Теперь все зависит от своевременного согласования данного проекта государственными структурами.

Стоит отметить, что все реставрационные работы идут под пристальным контролем и авторским надзором вдовы автора – скульптора Валентина Козенюка, Натальи Коршуновой, искусствоведа и начальника отдела научной литературы и библиографии Государственного музея-заповедника «Царское Село», а также сына автора, тоже скульптора, члена Союза Художников – Григория Козенюка.

Наталья Коршунова. ФОТО: Койвистолайнен П. А.

 «Первоначальный проект «Электроники» был выполнен художником Михаилом Копылковым. Создавал же монументальное произведение (с габаритами в 7 м) уже скульптор Валентин Козенюк. Скульптурный образ символизирует современную науку – электронику. Валентин Григорьевич изобразил «Электронику» в виде летящей молодой женщины, передав при этом ощущение вечного движения вперед, – делится эмоциями Наталья Коршунова. – Нам с сыном очень отрадно, что руководство завода проявляет такое внимание к сохранению и восстановлению этой скульптурной композиции и что творение Валентина Григорьевича обретает новую жизнь».

«Для нас «Полет Электроники», действительно знаковая скульптура, – отмечает генеральный директор ПАО «Светлана» Никита Гладков. – Она и была и останется символом нашего предприятия, продолжая вдохновлять светлановцев на развитие и новые достижения».

СПРАВКА:

Козенюк Валентин Григорьевич (1938-1997) – профессор Санкт-Петербургской Художественно-Промышленной Академии. Как скульптор талантливо работал во всех жанрах пластического искусства. Он – автор монументальных памятников, декоративных композиций, станковых работ, портретов современников. Помимо «Полета Электроники» им создан целый ряд выразительных скульптурных композиций. При этом, одной из основных тем в творчестве Козенюка был образ Александра Невского. Он является автором памятников Александру Невскому, посвященных 750-летию Невской битвы (Пушкин, 1990), 750-летию Ледового побоища (с. Кобылье Городище, Чудское озеро, 1992), памятного знака «Часовня у места Божьей помощи в Невской битве» (Усть-Ижора, 2002). Главным делом своей жизни он считал работу над конным монументом Александру Невскому, который был установлен в 2002 году на площади Александра Невского в Санкт-Петербурге уже после его кончины творческим коллективом, созданным согласно завещанию автора.