Аэропорты возьмут на просвет. "Светлана–Рентген" нарастит продажи трубок для оборудования досмотра до 200 млн рублей

Автор фото: Андрей Федоров

Петербургское АО "Светлана–Рентген" планирует нарастить объем продаж рентгеновских трубок, используемых в машинах для досмотра багажа, до 200 млн рублей в год.

Дочернее предприятие ПАО "Светлана" — "Светлана–Рентген" завершает модернизацию производства и планирует нарастить объемы сбыта трубок, которые используются в оборудовании для досмотра багажа. Сейчас эта ниша полностью занята импортной продукцией. Предприятие после отладки технологической линии в течение 3 лет рассчитывает повысить продажи трубок до 200 млн рублей в год. Общий объем инвестиций в создание специализированного оборудования составил 12 млн рублей.
"У нас идут активные работы по повышению качества выпускаемых рентгеновских трубок для проверки багажа в аэропортах. Уже сейчас такие трубки поставляются нами для европейской фирмы Smiths и оцениваются высоко", — говорит директор АО "Светлана–Рентген" Николай Куликов.
В компании рассчитывают на рост заказов в "досмотровом" направлении на 25–30%. Сейчас на долю трубок для досмотра багажа приходится 40–45% общего объема продаж. Среди поставщиков досмотровых машин для российских аэропортов, которые используют отечественные рентгеновские трубки, — ЗАО "Синтез НДТ", ЗАО "ЭлТех–Мед", ООО "СКБ Медрентех", ООО "Икс–про лаборатория".
У отечественного рынка рентгеновских трубок большой потенциал для развития. Крупный российский аэропорт имеет примерно 100 аппаратов для досмотра багажа, замена трубки происходит через 1–1,5 года. Также поставщики досмотрового оборудования производят аппараты для контроля багажа не только на аэровокзалах, но и в метро, на железной дороге, в других местах массового скопления людей.
Основной игрок на этом рынке — компания Smiths Heimann — входит в группу Smiths Detection. В России эксплуатируется более 5 тыс. единиц различной продукции производства группы.
"Российский рынок в ближайшие 5 лет разовьется в 10 раз и достигнет 50% от объемов Smiths", — уверен Николай Куликов.
Директор по стратегии ИК "ФИНАМ" Ярослав Кабаков более сдержан в оценке перспектив этого специфического сегмента. "Полностью отказаться от импортной продукции не получится, да и не стоит этого делать. Вряд ли внутри страны удастся освоить выпуск абсолютно всей линейки ламп и трубок, наверняка какие–то малосерийные или уникальные компоненты лучше делают иностранные производители. К тому же стоимость освоения такой продукции и выпуск ее на рынок могут обойтись слишком дорого, и окупаться она будет довольно долго, если сможет окупиться вообще", — считает эксперт.
Как рассказали "ДП" в ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС), управляющей компании Пулково, аэропорт сотрудничает с несколькими производителями досмотрового оборудования, исходя из понимания целесообразности и качества. "Производитель трубки не имеет принципиального значения для конечного потребителя — аэропорта. Вместе с тем производители заинтересованы в повышении сроков безотказной работы их оборудования. Поэтому чем лучше будет техническая элементная база, тем выше будут цениться изделия, в том числе в части ремонтопригодности", — говорит директор по авиационной безопасности ВВСС Евгений Степанов.